Отчеты о походах / Софийские озера. сентябрь 2009

Софийские озера. сентябрь 2009
11 сентября - 13 сентября 2009 / 2009

Конный поход

Маршрут: пос. Архыз - долина р. Орленок - пер. Орленок дополнительный - пер. Орленок - пер. Караджаш - Софийские озера - пер. Иркиз - долина Ак-Айры - р. София - пос. Архыз

Вот и свершилось! Мы все-таки осилили эти Софийские озера и связку из трех очень категорийных по конным меркам перевалов. После того как в прошлом году поднялись на Иркиз, поглядели на заледеневшие озера сверху и отвернули по запасному маршруту, осталась "задолженность", которую в этом сезоне мы с лихвой компенсировали. За два с половиной дня прошли очень непростой маршрут с обилием красот и приключений.
Весь первый день ушел на подходы к перевалу Орленок, сначала от поляны Таулу, вдоль ущелья ручья Орленок поднялись в высокогорную долину. По дороге обнаружили сказочное в своей красоте место - обширная поляна с белыми крокусами под водопадом, оттуда просто-таки уходить не хотелось... Миновали некатегорийный перевал Орленок Дополнительный, на подходах начался главный бич этого похода - каменистые морены, кони просто изнемогали от острых, крупных камней... Под вечер слегка заблудились в тумане, видимость упала до очень небольшого количества метров, на беду этот участок очень скверно был описан в отчетах. Какова же была наша радость когда невдалеке, на фоне почти ночного неба, на короткое время открылся кусочек скал похожий на профиль перевала Орленок. Здесь и заночевали, воды рядом не было, топили снег. Только утром разглядели перевал - увидали свое будущее, но деваться некуда, надо идти в гору. Потеплело, жизнь налаживается, Батыр подковал расковавшегося коня. Малой скоростью где по снежнику, где по скалам, поднялись на этот самый Орленок (1Б, 3000! - пожалуй это максимум сложности который можно пройти с лошадьми)... вот теперь уж точно отступать некуда - неизвестно куда страшнее - вперед или назад... Зато вид с перевала - закачаешься, одно Кратерное озеро чего стоит. Не без труда разыскали сносный спуск - по мягкой, но крутой сыпухе... Подъем на Караджаш был бы не очень сложным, если б не морена, от этого каменного "мордолома" у коней уже начинается легкая дрожь в избитых ногах. Спуск попроще чем предыдущий, но тоже способный добавить седых волос... Самое сложное уже позади, но время начинает поджимать, вожделенные Софийские озера проскочили почти экстерном, решили спускаться вниз - пока ноги идут. Иркиз после предыдущих перевалов почти незаметен, но по дороге нас настиг быстрый горный закат.... Часть спуска в Софийскую долину прошла в полной темноте, ноги как-то сами находили тропинку... По дороге распугали стадо спящих коров. Зато потом - вкусный ужин и теплый костер... Ночной дождь подтвердил правильность нашего решения спускаться и ночевать в долине Софии... По раскисшей тропе было бы проблематично пройти от озер до поселка за полдня... а так мы спокойно доехали, хотя, подозреваю, что у нас был очень бывалый вид Когда мы перепаковывались на площадке "Энегретика" сердобольные женщины из соседней беседки угостили нас гигантской порцией изумительного шулюма с бараниной...
Вот такой вот получился выезд, это первопрохождение скорее всего станет и последнепрохождением маршрута - слишком опасно для лошадей и чревато травмами... в общем обозначили границы наших возможностей и, надеюсь, получили удовольствие от похода... Все участники молодцы, а лошади так просто заработали звания заслуженных мастеров спорта по конному альпинизму! Отдельное спасибо Батыру - не знаю кто бы еще согласился на такой смелый эксперимент.

Максименко Евгений, участник конного похода

Подъем по долине реки Орленок ничем особо выдающимся не запомнился, мирно поднялись по лесной тропе до очень красивой поляны на границе березняка, где и пообедали. Потом еще немного подъема до перевала Орленок дополнительный, и на этом верховая часть похода для нас практически закончилась вплоть до момента возвращения ) подход к Орленку проходит по довольно крутому подъему, местами по крупным камням, да еще и непогода смешала нам все карты, полностью скрыв очертания окрестных хребтов в плотном тумане. К вечеру мы имели дождь, ветер, туман, отстутствие дров, воды, и, самое главное, понимания, где мы находимся и куда идти ) я уж было совсем приуныл, но тут облака немного растянуло, стало что-то видно, и командоры смогли сопоставить наше местоположение с описанием маршрута из инета. На меня в этот момент очень сильное впечатление произвела скала, стоящая в одной из седловин, очень напоминающая огромную человеческую фигуру на постаменте. В итоге, выбрав место поровнее, встали на ночевку. Пожалуй, это была самая экстремальная из моих горных ночевок: холодно, мокро, ветер, воды и дров нет. Женя набрал снега в близлежащем снежнике, стали пытаться закипятить воду. В итоге, конечно, мы это сделали, но газа сожгли столько, да и сами замерзли за это время так, что проще было сразу залезть в спальник, как некоторые и сделали ) В общем, кое-как улеглись спать. Такой вот получился первый день.
За ночь всю вечернюю хмарь куда-то сдуло, и перед нами предстал наш первый перевал: крупныя сыпуха, снежник, и фмнальный взлет, все это с постепенным увеличением крутизны склона, так что под седлом склон со стоянки казался уже вертикальным ) Но деваться некуда (это можно считать фразой дня), вздохнули и пошли ) Вблизи склон, конечно, оказался не таким крутым, каким казался издалека, но сложности при проводе лошадей все равно были. Но самое интересное нас ожидало дальше. Поднявшись на перевал и налюбовавшись открывающимися видами (с перевала видно, в частности, очень красивое озеро, на которое у нас не хватило времени) стали думать, как спускаться, если вообще. Пешеходная тропа для лошадей была непроходима вовсе. Женя с Батыром пошли на разведку, вернулись с озадаченными лицами и сказали "попробуем". Ну мы и попробовали. Отошли по хребту чуть в сторону от перевала и буквально ссыпались вниз по очень крутому длинному сыпучему кулуару. Скользишь по колено в грунте, почти как на сноуборде ) сзади в ухо дышит лошадь, которая пытается при этом тормозить всеми четырьмя копытами... Я шел замыкающим, поэтому мне не было страшно, пока я потом не посмотрел на наш маршрут снизу ) Мне, честно говоря, и в голову бы не пришло пытаться найти в таком рельефе перевал: сплошные скалы и крутые осыпи. Тем не менее, мы это сделали. Полянка, на которой мы обедали, порадовала ручейком, выбегающим из-под снежника, и отсутствием ветра, штурмовать следующий перевал было лень, тем более что весь подъем на него был покрыт крупными камнями, т.е. расчитывать подняться на него верхом не приходилось. Но раз уж мы перешли Орленок, то деваться нам было уже действительно некуда. И хотя сам подъем был не особо сложным, душевных сил этот перевал потребовал от меня лично больше всего: из-за камней многие лошади травмировали ноги, сердце обливалось кровью каждый раз, когда приходилось заставлять их идти дальше, тем более что спуск нас, как оказалось, ожидал почти такой-же, как и на предыдущем перевале, да и дальше в поле зрения маршрут шел по сплошным камням. Лошадям досталось очень крепко, возникла опасность, что завтра многие могут захромать, и спуститься уже не смогут, следовательно, в долину выйти нужно выйти уже сегодня. Поэтому, не смотря на накопившуюся усталость и приближающуюся темноту, решили переваливаться в этот же день еще и через Иркиз (см. фразу дня), тем более, что спуск с него большей части группы уже известен. Поднялись, бросили прощальный взгляд на Софийские озера, возле которых так и не довелось заночевать, и побежали вниз, пытаясь пройти как можно больше засветло.Темнота настигла нас где-то на середине спуска, дорогу освещали, чем могли (я - фотоаппаратом ). Тем не менее, добежали, а последние метров сто даже проехались верхом ) Ну а дальше все уже было просто, в этих местах уже чувствуешь себя как дома, есть живой огонь и свежая вода, Женя сварил кайфовейший суп, и даже пиво удалось купить, а уж как после всего этого спалось... ) После пережитого дня утренний дождь уже не казался серьезной неприятностью, все лошади оказалсиь, что называется, на ходу, поэтому потихоньку позавтракали, собрались и выдвинулись в сторону дома.