Отчеты о походах / Конный поход. пер. Иркиз. Июль 2008

Конный поход. пер. Иркиз. Июль 2008
18 июля - 20 июля 2008 / 2008

Тип конного тура: Конный поход

Маршрут: пос. Архыз - р. София - р. Ак-Айры - пер. Иркиз - р. София - Софийское седло - р. Rspusx - пос. Архыз

Маршурт планировался по карте - Софийские водопады.. Софийские озера - перевал Кара Джаш.. и выход к реке Псыш...

На лошадях никто из нас на Софийские озера и далее не ходил.. поэтому все было весьма интересно с одной стороны и непредсказуемо с другой..

Конный поход планировался весьма сложный и поэтому в группу вошли только самые опытные..

начало

Приехали из Ростова-н/Д в поселок Архыз довольно быстро - за 7 часов.. и очень рано в 4 утра... но поскольку номеров в отелях мы не снимали - пришлось ожидать в центре поселка до 9 утра пока соберут по лесу и приведут лошадей..

Погодка была в общем то довольно теплая для Архыза - около 10-12 тепла .. было пасмурно и утром опустился туман

Собравшись... часов в 10 утра двинулись на лошадях к Софийской долине.. путь известный, уже пройденный нами десятки раз ... проводника Батыра оставили в поселке договариваться насчет разрешения с пограничниками

Поскольку разрешения у нас не было погранцы нас завернули.. и мы устроились на обед вблизи заставы в ожиданиии проводника с пропуском.

Получив разрешение - вошли в Софийскую Долину и начали весьма сложный подъем на Софийские озера..

Знакомые раннее проходили этот путь с 9-и летними детьми.. но пешком.. раннее на лошадях никто из знакомых на Софийские озера не поднимался..
в итоге, для нас это оказался, пожалуй, самый сложный подъем на перевал на лошадях из всех нами пройденных за последние годы.....
ситуация усугублялась противным и очень холодным дождиком.. ветром и температурой близкой к нулю, а также грязью и осыпающимися камнями..

В общем ползли, цепляясь за траву и камни.. практические по отвесному подъему.. при этом еще тянули за собой на поводьях лошадей, которые были в ужасе от того что от них хотели..

фото конечно же не передают тех ощущений, что мы там все испытали... к тому же там было не до фотографий.. все были озабочены выживанием на этом склоне.. но примерно что то понять из этих фоток, сделанных на несложном участке, можно..

В итоге, в изнеможении мы достигли вершины перевала и перед нами открылась весьма неожиданная картина, которая поставила крест на нашем первоначальном маршруте...

Все дело в том, что мы не ожидали что будет такое количество метровых сугробов снега в середине лета.. и лошади данный участок пройти никак не смогли бы..

Собрав остатки сил в кулак - нам пришлось отказаться от первоначального плана - пройти через озера с лошадьми.. мы повернули назад - вниз откуда пришли..

Спустившись с Софийских озер мы сделали ночевку у Софийских водопадов.. там же решили что, поскольку пройти через озера у нас не получилось.. маршрут нужно срочно менять..

у нас был запасной план ..

было решено пройти на лошадях через софийское седло.. (перевал) и спуститься в долину реки Кизгич.. и кизгичский заповедник..

опять же маршрут представлялся весьма интересным - поскольку конных походов никто так не совершал.. (по крайне мере мы таких не знали)
проблема была в том что там ходили только пешие туристы.. и что там нас ждет с лошадьми никто не знал.. но мы решились..

В общем на Софийское седло подняться на лошадях особого труда для нас не составило.. ибо уже брали подъемчики и покруче..

Насладившись красотой - мы пошли в наш самый сложный спуск с перевала.

О сложности этого спуска с Софийского седла к реке Кизгич мы уже были наслышаны.. пешие туристы здесь периодически ходят и отзывы у них не самые лестные....

нам же предстоит спустить с собой еще и лошадей..

Самый сложный спуск, который мы проходили за всю историю наших конных походов, начался... Опять же фото только с самых легких участков...
и если по солнышку и цветочкам спускаться было вполне комфортно.. то в дремучем горном лесу.. с буреломом и скользкими крутыми тропами никто уже не фоткал.. ибо реально была одна только мысль - выжить самому и не покалечить лошадь..

при этом лошади были в ужасе от такого спуска и приходилось их всячески уговаривать и тянуть за собой..

Спуск занял большую половину дня... были проблемы.. были падения.. но в итоге мы всеже все остались целы...

Итоги путешествия:

Несмотря на то что походик был всегонавсего 3-х дневный.. и неподалеку от поселка Архыза (в радиусе 30-40 км)
1) Мы взошли с лошадьми по самому сложному склону, из всех что были у нас раннее
2) Мы прошли с лошадьми по самому сложному и затяжному спуску, из всех, когда либо нами проходимых..
3) все остались целы и невредимы не смотря на экстремальные условия..

kender, участник экстремального конного похода