Отчеты о походах / Конный поход. Архыз. Июль 2005

Конный поход. Архыз. Июль 2005
22 июля - 26 июля / 2005

Тип конного тура: Конный поход

Маршрут: пос. Архыз - пер. Архызское седло - оз. Чабаклы-Кел - оз. Белкау-Кел - оз. Любви - пос. Архыз - пер. Берюлю-Ауш - пер. Каменистый - пер. Кяфар - оз. Кяфар - пер. Церковный - пос. Архыз

Выше в горы - ближе к Богу! или О конных многодневках в Архызе

Пламя костра начинает свой шальной танец, с каждым мгновением ускоряя темп. С такой же скоростью к огоньку подтягиваются наши «конно-горовосходители» - вечером в горах на высоте около 2000 метров над уровнем моря даже летом прохладно настолько, что наиболее теплолюбивые участники нашего конного похода натягивают шапочки.
Под треск костра все начинают обмениваться впечатлениями прошедшего дня и к концу ужина 10 путешественников сходятся в одном: как хорошо, что всем нам, изнеженным городским жителям, когда-то пришла в голову безумная идея научиться ездить верхом. И мы – программисты, дизайнеры, бухгалтера, - пришли на ипподром овладевать совершенно бесполезным с точки зрения здравого смысла горожанина искусством управления лошадью. Зато сейчас благодаря лошадям в горах Карачаево-Черкессии мы можем вживую наслаждаться такими живописными видами, которые наши друзья, не причастные к конному спорту, могут увидеть только на каналах «Дискавери» и «BBC World». Или на наших фотографиях, где у всех нас, участников конных туров, как на подбор щенячье-радостно-счастливые лица!

Истоки.
Все, началось, как это обычно бывает, абсолютно случайно. До того, как на форум сайта конного клуба Фаворит при Ростовском ипподроме зашла Судьба в виде организатора конных туров в Архызе, мы довольствовались тренировками в манеже, изредка в хорошую погоду выезжая на открытое конкурное поле ипподрома. Конечно, это отнюдь не было скучным, и никогда нам не надоедало. Мы все были искренне увлечены своим делом, наслаждались общением с лошадьми, и нам было плевать на окружающую действительность в виде серых стен манежа.
Однако если есть возможность узнать другой мир, других лошадей и получить новый опыт (что и предложила нам сделать организатор конных туров), то почему бы нет? Мы подумали и решили рискнуть.

Знакомство с лошадьми.
8 часов ночного пути в комфортном микроавтобусе, полудремы в сидячем положении, просвечивания яркими фонариками пограничников на заставах – и из полуторамиллионной южной столицы мы перенеслись в тихую дремоту небольшого карачаевского поселка Архыз.
Нам предстоял четырехдневный конный поход: это значит, что днем мы должны были обозревать горы, озера, водопады с высоты седла наших лихих скакунов, героически преодолевать крутые перевалы и змеящиеся в ущельях горные речки, вечером разбивать стоянку на более-менее ровном месте и ночевать в палатках. Провизию и снаряжение – палатки, котелки, спальные мешки и т.д. должны были везти наши лошади в специальных седельных сумках по бокам седла А кроме снаряжения – еще и нас.
Однако когда мы увидели лошадей, которых пригнал к месту стоянки автобуса наш проводник, нас охватило сомнение в успехе нашего предприятия. По сравнению с рослыми дончаками и буденновцами, которых мы привыкли видеть на ипподроме, невысокие карачаевские кони казались почти «поняшками». Неужели эти малютки будут в течение четырех дней таскать по высоченным горам нас и наше снаряжение в придачу и не лягут где-нибудь в пути под этим неподъемным грузом? Однако обратного пути не было. Мы, хорошо подумав, на всякий случай выкинули все возможные, скажем так, не очень нужные вещи из седельных сумок, наш проводник скомандовал «По коням!» и мы двинулись в путь.

Четвероногие скалолазы.
Уже к концу первого дня стало ясно, насколько мы заблуждались в оценке лошадей карачаевской породы. Эти лошадки просто покорили нас своей выносливостью, послушностью и, можно даже сказать, смелостью.
В особенно сложных местах тропинки (с одной стороны – отвесная скала, с другой – обрыв), где мы закрывали глаза, вжимались в седло и про себя молили: «Только не споткнись, милый!» - они без видимых сомнений шли вперед, след в след, ни разу не оступившись. Спокойно преодолевали препятствия в виде поваленных ветром на тропинку толстых деревьев – и никаких «закидок». Послушно переходили вброд бурные горные речушки, требуя лишь минимального посыла шенкелем. Карабкались вверх под таким уклоном, что им впору бы давать разряд по скалолазанию. А когда позволял природный ландшафт, и наш проводник командовал «Галоп!», они неслись вперед с такой скоростью, стремясь обогнать друг друга, что некоторые из нас с трудом останавливали своих разгорячившихся скакунов – и это после тяжелейших горных переходов.
Вечером на месте нашей первой ночевке возле Рыбного озера мы сняли перед нашими чудесными лошадками кто ковбойские шляпы, кто кепки, кто банданы!

Особенности национальной езды верхом.
Многим из нас в этом походе пришлось пересмотреть свои навыки верховой езды. Местные лошади привыкли к свободному поводу, и все наши первоначальные попытки их «собрать» окончились полным фиаско. Тем более, что и лошади были настолько спокойны, что не было никакой необходимости в непрерывном контроле. К середине похода мы настолько освоились, что могли на ходу бросить повод и фотографировать проплывающие мимо вершины гор.
Кроме того, при всем желании в течение всего дня сложно просидеть в седле в классической посадке: колени плотно прижаты к седлу, носок к боку лошади и т.д. Да и седла у нас были отнюдь не спортивные, а жестковатые казачьи, под них даже приходилось подкладывать овечьи шкурки и свитера для мягкости (синяки на известном месте, пожалуй, один из немногих минусов конного похода). Поневоле пришлось довериться лошадям и к их чести, это доверие ни разу не подвергалось сомнению.
Мы настолько впитали в себя этот свободный дружески-открытый стиль верховой езды, что поневоле перенесли его впоследствии на ипподром. На тренировке после похода наш тренер возмущенно спросил, где мы набрались этих странных штучек. Впрочем, вернуться к обычному стилю лично меня очень быстро заставил первый же строгий дончак. Он почуял нежданный ветер свободы в моем доверчиво брошенном поводе и, задрав хвост, на радостях «протащил» меня пол-манежных круга.

Природа et cetera
И все же прелесть конных походов заключается не только в знакомстве с чудесными местными лошадками. Скажите, пожалуйста, господа, как часто вам в своей жизни приходилось видеть полет орла так близко, что его широких крыльев можно было коснуться рукой? Или пригоршнями есть сладкую землянику, запивая ее хрустальной водой из чистейших горных ручьев? Или в безмолвии слушать разговор природы, состоящий из рокота водопада, шелеста листьев деревьев и фырканья лошадей? И – какое счастье - ни единого звонка мобильного телефона, ведь высоко в горах вас не найдет ни один сотовый оператор.
А как вам нравится катание на «санках» в разгар июля? В качестве саночной трассы мы использовали спрятавшийся в ущелье от лучей солнца «снежник», вместо санок – полиэтиленовые пакеты. А небо, усыпанное миллионами звезд – такого неба нет ни в одном городе мира! А красавцы-жеребцы, вожаки, охраняющие своих подопечных среди ущелий. При виде нас они вставали на дыбы и брыкались в лучших традициях родео, желая поскорее прогнать непрошеных гостей.
И на фоне всего этого – завистливые глаза пеших туристов, которых мы время от времени обгоняли бодрой рысью на горных тропках! Их можно понять, ведь им, бедолагам, с их человеческими возможностями, к тому же изрядно ослабленными тяжелыми рюкзаками, не дано успеть увидеть и испытать столько, сколько можем мы, верхом на лошадях.
Что касается меня, я точно знаю, что вряд ли когда-нибудь в своей жизни решилась бы на тяжелое пешее восхождение на такую высоту под гнетом многокилограммового рюкзака. Гораздо проще, когда рядом находятся четвероногие помощники (и да простят меня, эгоистку, наши лошадки, которых мы щедро отблагодарили потом хлебом и сахаром).
Хотя справедливости ради надо отметить, что конный поход – это отнюдь не легкая прогулка. Мы достаточно часто спешивались, чтобы дать отдых лошадям. Вниз, с горы, всегда шли пешком, на особенно крутые перевалы взбирались самостоятельно, держа лошадей в поводу. К концу четвертого дня мы оказались вымотанными даже больше, чем наши выносливые и привыкшие к таким переходам кони, но зато переполненными свежими впечатлениями и довольными до умопомрачения.

О высоких материях.
«Выше в горы – ближе к Богу», - гласит старинная пословица. Многим из нас сложно было оценить ее истинный смысл, пока мы не оказались в горах. Удивительно, но стоит посмотреть на свою жизнь с высоты 2000 тысяч метров, как сразу становится ясно, что в ней является главным, а что – второстепенным. Здесь хорошо размышлять о важных вещах, и иногда находятся неожиданные решения сложных ситуаций. Снежные вершины, в безмолвии стоящие здесь уже на протяжении сотен тысяч лет, только способствуют отделению зерен от плевел. « У меня такое состояние, словно меня окунули в чистую-пречистую воду, прополоскали там хорошенько и оставили сохнуть на солнышке», - подытожила этот неожиданный терапевтический эффект одна из участниц.
Итак, новый мир конных туров в Архызе оказался настолько захватывающим и увлекательным, что после первого похода мы до сих пор возвращаемся в него снова и снова. Летом мы ходим в конные походы, осенью, зимой и весной участвуем в радиальных выездах (ночевка – в пансионатах и турбазах Архыза, днем – скачки по окрестностям налегке). Каждая поездка – по- своему интересна, в каждой – свои приключения. Меняются состав групп, маршруты, лошади. Неизменными остаются только кайма серебристых гор, блестящая гладь озер и полет орла в прозрачно-синем небе.